КАФЕДРА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


На главную страницу

Мартынова Мария Михайловна

кандидат исторических наук, доцент, почетный профессор УдГУ, заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики


1922 - 2003

К 80-летию Марии Михайловны Мартыновой

Мария Михайловна Мартынова родилась 5 июня 1922 г. в г. Сарапуле. Бывший купеческий город еще сохранял многие традиционные устои быта, выгодно отличавшие его от пролетарского рабочего поселка Ижевска. Тихий, уютный, притулившийся к берегам Камы, Сарапул продолжал жить размеренной мещанской жизнью, которую, казалось, не поколебали грозовые бури Гражданской. Сохранялись и другие традиции. С конца XIX века уездный Сарапул являлся одним из культурных и образовательных центров Прикамья. Именно здесь появились одни из первых в регионе культурно – просветительские общества, публичная библиотека, театральная труппа, музей, гимназия и училища. Эти обстоятельства могли способствовать духовному росту той части его жителей, которые искренне и заинтересованно тянулись к знаниям. Без сомнения к этой части горожан - пытливых, любознательных - относилась и Мария Мартынова.

Экономическая жизнь города издавна вращалась вокруг Камы – важной торговой артерии, связывающей промышленный Урал с другими регионами России. В 1912 г. через Сарапул была проложена железная дорога Казань-Екатеринбург, соединившая Урал с Центром страны. Она без восторга была встречена частью сарапульчан. Купеческая корпорация города, которая традиционно была тесно связана с перевозкой грузов по Каме, приложила максимум усилий для того, чтобы планировавшаяся здесь узловая станция не была построена. И она добилась своего: крупнейшая в Европе железнодорожная развязка появилась в Агрызе. Несмотря на то, что в первые десятилетия ХХ века «железка» существенно «потеснила» водный путь, в сознании горожан Сарапул оставался, прежде всего, камским портовым городом. И семья, в которой родилась Мария Михайловна, также была тесно связана с Камой. Ее отец, Мартынов Михаил Степанович, уроженец Сарапула, многие годы проработал бухгалтером «Камлесосплава».

Детские годы прошли на ул. Красноармейской, где стоял дом Мартыновых, построенный дедом Марии Михайловны. К сожалению детство оказалось очень коротким: Мария была первенцем в семье. Поэтому когда в 1929 г. умерла мать, Мартынова (Рубинова) Зинаида Ильинична, забота о двух младших братьях пала на семилетнюю девочку. Видимо тогда и стали закладываться те удивительные черты характера, которые всегда отличали М.М. Мартынову: необычайное трудолюбие, самостоятельность, отзывчивость, естественная потребность проявлять заботу об окружающих ее людях.

В 1930 г. Маша Мартынова перешагнула порог первой в своей жизни школы. Это была начальная  школа №3, находившаяся на Старцевой горе. Приобретенные с раннего детства педагогические способности, привычка заботится о младших, предопределили выбор дальнейшего пути. По окончании «семилетки», в 1937 г., Мария Мартынова поступила в Сарапульское педагогическое училище. В 1940 г., получив среднее специальное образование, девушка поехала в Москву, поступать на исторический факультет МГУ. Экзамены были успешно сданы, однако учиться на «факультете Соловьева и Ключевского» ей не пришлось. Медкомиссия выявила у нее «базедову болезнь» и отказала в приеме. Это была трагедия. Не только разбилась заветная мечта, но и обнаружилcя тяжелый недуг, который многие считали не излечимым.

Трудно передать словами те чувства, которые пережила восемнадцатилетняя девушка, получив такой «приговор судьбы». Жизнь казалась законченной. Возвратившись в родной Сарапул, она поступила работать воспитателем в детский туберкулезный санаторий. Опасность заразиться страшной болезнью ее не пугала. Было единственное желание как можно больше помочь нуждающимся.

Весной 1941 г. Мария Михайловна приехала в Ижевск и поселилась в доме своей тети. Гречков Алексей Михайлович, врач еще «царской школы», принял самое живое участие в ее судьбе, помог ей возвратиться к активной жизни и осуществить заветную мечту. Старая, патриархальная школа медицины, оказалась на высоте, рецепт же лечения был прост и не «затратен». Доктор посоветовал девушке пить сырую воду из водопровода («секрет» заключался в том, что водозабор осуществлялся из Ижевского пруда, куда попадала вода минеральных источников).  И болезнь отступила. Пожалуй, эта была первая крупная победа в жизни Марии Михайловны. Победа не только над болезнью, но и над собой.

В августе 1941 г. М.М Мартынова поступила на исторический факультет Удмуртского государственного педагогического института. Полыхала Великая Отечественная война. Гусеницы фашистских танков терзали тело нашей Родины, каждый шаг фашистского солдата отзывался острой болью в сердце советского народа, ставшего монолитным, единым целым. Учебный год начался в Малой Пурге, поскольку в здании УГПИ разместилось военное училище. Весной 1942 г., вуз вернулся в Ижевск. Учеба проходила в невероятно сложных условиях сурового военного быта: отсутствие приспособленных учебных помещений, постоянные переезды из одних зданий в другие (ул. Кирова, ул. Свердлова), перебои с электричеством и отоплением. Студенты не только учились, но и помогали стране и фронту: разгрузка вагонов, уход за ранеными, сбор средств и посылок для Красной армии стали каждодневным трудом в течение долгих четырех лет.

М.М. Мартынова, как и другие ее однокурсницы, окончила фельдшерские курсы, курсы трактористов. В летние месяцы студенты обрабатывали поля и собирали урожай в районе деревни Забегалово, а осенью вновь садились за учебные парты. Но несмотря ни на что учебный процесс не прерывался. Послаблений не было, да их никто и не просил. Тяга к знаниям была сильнее обстоятельств. В УГПИ в военное время работал ряд видных ученых, эвакуированных с оккупированных врагом территорий страны. Особое влияние на становление М.М. Мартыновой как специалиста оказал академик В.Н. Перцев. Образовательный процесс проходил на высоком уровне благодаря не только квалификации преподавателей, но и тому обстоятельству, что академические группы, порой, состояли из нескольких человек. По воспоминаниям Марии Михайловны, аудитория считалась «заполненной», если в ней присутствовало два человека. Если на занятия являлся один студент – они отменялись. Поэтому лекции и семинары, зачастую, превращались в интенсивное индивидуальное обучение. Текучесть студенческого состава в течение войны приобрела хронический характер. Был период, когда на всех четырех факультетах оставалось 72  студента.

В студенческие годы М.М. Мартынова вела активную общественную работу. Она являлась редактором институтской стенгазеты, возглавляла комитет комсомола УГПИ, была членом райкома и членом бюро горкома комсомола. В 1943 г. М.М. Мартынова участвовала в совещании секретарей комитетов комсомола педвузов, проведенного ЦК ВЛКСМ. Необычайное чувство ответственности, жесткая самодисциплина и высочайшая работоспособность позволяли ей не только везде успевать, но и во всех делах добиваться успехов.

По окончании учебы в сентябре 1945 г. М.М. Мартынова была зачислена в штат исторического факультета УГПИ ассистентом кафедры истории, разделившейся вскоре на кафедры всеобщей истории и истории СССР. К тому времени вуз испытывал серьезный кадровый голод, так как эвакуированные на время войны специалисты вернулись в родные места. На ответственного и исполнительного молодого преподавателя кафедры истории СССР взвалили огромную учебную и общественную нагрузку. С тех пор и до середины 1990-х гг. Мария Михайловна выполняла самый большой объем преподавательской работы среди  сотрудников исторического факультета. Хорошая профессиональная подготовка, широкий кругозор и глубокая эрудиция позволяла ей читать самые разнообразные курсы: по отечественной истории до начала ХХ в., историографии, источниковедению, архивоведению, истории Удмуртии. Большим успехом у студентов продолжают пользоваться  разработанные ею спецкурсы: «Аграрные отношения в России периода империализма», «Историческая география», «История русского искусства», «Образование Русского централизованного государства».

Большое внимание М.М. Мартынова уделяла работе со школой, начальной профориентации. Ее любимая поговорка: «Историка нужно готовить с детства». Помимо профориентационной работы со школьниками, она длительное время работала по совместительству в СШ № 30 и 55, вечерней школе №3 г. Ижевска.

В разное время М.М. Мартынова выполняла обязанности декана и зав. кафедрой, в 1949-1950 гг. была секретарем партийной организации пединститута. Она явилась одним из инициаторов создания в 1982 г. кафедры дореволюционной отечественной истории, на которой работает по сей день.

Особое место в жизни Марии Михайловны занимает наука. Она принадлежит к числу тех ученых, кто написал, сравнительно, не много трудов, но чьи исследования имеют непреходящее значение в изучении определенной темы. В настоящее время ни одна работа, посвященная социально-экономической истории Поволжья и Приуралья не может не учитывать научных результатов, полученных М.М. Мартыновой.

Рискуем показаться банальными, если скажем, что путь М.М. Мартыновой в большую науку был тернистым. Но эта «банальная» фраза наиболее емко отражает реальное положение вещей. Огромная загруженность учебной и общественной работой, тяжелый домашний быт (Мария Михайловна, рано овдовев, одна «поднимала на ноги» сына), готовность пожертвовать своими интересами ради общего дела, ради интересов коллег, не позволили ей в полной мере реализовать свой незаурядный исследовательский талант. Необходимо учитывать также общую атмосферу педвуза (УГПИ был реорганизован в Удмуртский государственный университет только в 1972 г.), в котором наука не играла существенной роли. Тем весомее результаты научной деятельности М.М. Мартыновой.

Основная сфера исследовательских интересов Марии Михайловны – аграрные отношения в Вятской губернии конца XIX – начала ХХ в. и удмуртская община (бускель). Ученица известного советского историка Владимира Васильевича Адамова, М.М. Мартынова принадлежит к знаменитому «новому направлению», оформившемуся в советской историографии в 1960-е гг., последователи которого перенесли акцент с изучения зрелых форм капитализма в России начала ХХ века, на анализ «взаимодействия» и «сращивания» передовых форм капитализма с остатками докапиталистических укладов. В этой связи по иному представала роль различных социальных слоев в революционных потрясениях, в том числе и крестьянства.

 По иному предстала социально-экономическая история нашего региона и в трудах М.М. Мартыновой. Ее предшественники, не уделяя должного внимания комплексному изучению источников, переносили общепринятые в советской историографии выводы о процессе развития капитализма в аграрном секторе для характеристики местных условий. Без должных оснований постулировалось положение об интенсивном развитии капиталистических отношений в удмуртской общине, ярко выраженной классовой дифференциации и, как следствие, о вполне сложившейся удмуртской сельской национальной буржуазии, безжалостно эксплуатирующей сообщинников. Попытки отдельных этнографов указать на наличие пережиточных институтов родовой организации в удмуртской деревни подвергались жесткой критике.

М.М. Мартынова не только подошла к проблеме с методологических позиций отстаиваемых представителями «нового направления», но и положила в основу своих исследований твердые факты, впервые в столь полном объеме введенные в научный оборот. Не отрицая общих единых закономерностей развития капитализма в сельском хозяйстве Европейской России, она показала специфику этих процессов в Вятской губернии. Ключом для понимания таковой стала в ее исследованиях удмуртская община (бускель), которую она рассмотрела в контексте развития общинной организации у русских и татарских крестьян губернии. Широкий сравнительный социологический и конкретно-исторический анализ позволил ей сделать вывод об особенностях бускеля, определяемых как социально-экономическими, так и национально-психологическими параметрами. Поэтому, хотя для удмуртской общины были характерны те же процессы капиталистического развития, что и для русской, протекали они более медленными темпами, а многоукладность была выражена ярче. Патриархальные общинные традиции в большей степени связывали удмуртского крестьянина, чем русского или татарского. Отсталость орудий труда, способов ведения хозяйства, зависимость (во многом, патриархально-родового характера)  от верхушки деревни сковывали инициативу основной массы удмуртских крестьян. В свою очередь, зажиточные крестьяне стремились сохранить пережитки докапиталистического уклада, создававшие для них определенные преимущества[i].

Особое место в научной деятельности М.М. Мартыновой занимает изучение столыпинской аграрной реформы в Вятской губернии, месте и роли земств в ее проведении. Одной из причин существенных издержек в реформировании, она считает то обстоятельство, что правительство Столыпина, пытаясь создать социально экономическую опору в лице кулака, «не учитывало уровня капиталистического развития деревни в различных районах России. В Вятской губернии, несмотря на заметное классовое расслоение, размывание середняка проходило медленно, зажиточный крестьянин часто сохранял не только старые формы эксплуатации, но и старую технику и культуру ведения хозяйства, не спешил переходить к новым интенсивным методам»[ii]. Не учитывая этой специфики края, столыпинская реформа в Вятской губернии не смогла уничтожить патриархальные и феодальные пережитки, не привела к радикальным изменениям.

Значительное внимание М.М. Мартынова уделяла структуре поземельных отношений, развитию производительных сил в сельском хозяйстве Вятской губернии, межэтническим контактам, социальной и этнической психологии. Она первой применительно к нашему региону, и одной из первых в стране, стала обращать пристальное внимание на скрытую, глубинную, неотрефлектированную часть общественного сознания, ее влияние на социально-экономическое развитие деревни. Благодаря этому взгляд на ту или иную научную проблему у М.М. Мартыновой получается объемным, цельным и удивительно образным. Такой результат – редкость для исследователей, занимающихся «поздними» периодами истории, в отношении которых имеются массовые источники. Обилие материала, нередко, подталкивает ученых к статистическому анализу, в ущерб изучению сущностной стороны вопроса.

М.М. Мартынова была активным участником знаменитой конференции «В.И. Ленин о социально-экономической структуре капиталистической России (проблема многоукладности)», организованной Институтом истории СССР, научным советом по комплексной проблеме «История Великой Октябрьской социалистической революции», Уральским государственным университетом и др., состоявшейся в мае 1969 г. в Свердловске. Конференция стала научным триумфом «нового направления» и, одновременно, «лебединой песней». Оппоненты активизировались. Они не могли простить «многоукладникам» «методологической» вольности, которая сокрушала уже устоявшиеся десятилетиями ортодоксальные концепции отечественной истории. Не одержав виктории в научном споре, они задействовали административный ресурс. В марте 1973 г., Отдел науки ЦК КПСС, по докладу С.П. Трапезникова, принял постановление, обвинившее «новое направление» в ревизионизме, в отступлении от ленинского анализа движущих классовых сил в Октябрьской социалистической революции и т.п. Меры, принятые по защите марксизма от «наветов многоукладников», оказались зубодробительными. Направление было разгромлено, а главный рассадник «ереси», сектор истории СССР периода империализма Института истории СССР АН СССР – закрыт. Учитель М.М. Мартыновой – В.В. Адамов, подвергавшийся, пожалуй, наиболее ожесточенной критике, был отстранен от должности заведующего  кафедрой истории СССР Уральского государственного университета.

Мария Михайловна тяжело переживала эти события. Ни тогда, ни после, она не отказалась от своих научных убеждений, не изменила самой себе, не предала памяти своего учителя, скончавшегося вскоре после описываемых событий. Не только в публикациях, но и в учебной работе, она продолжала развивать идеи «нового направления»,  прививая студентам творческий подход к исследовательской деятельности, свободный от устоявшихся в науке догм и формализма.

За годы работы в вузе Мария Михайловна воспитала ни одно поколение специалистов. Со студентами у нее всегда были ровные, дружеские отношения. В каждом из них она видела талантливую личность, которой только нужно помочь развить свои способности. Ее ученики работают в различных сферах деятельности, в том числе и научной. Помимо глубоких знаний, привитых Учителем, они получили от нее другой, более значимый жизненный урок – урок глубокой нравственности. Как в студенческие годы они шли к ней в трудные минуты за поддержкой и помощью, так и сейчас обращаются к ее примеру в сложных обстоятельствах современной действительности. Мария Михайловна была и остается для них недостижимым идеалом добра, человеколюбия, высочайшей нравственности.

В преддверии знаменательного юбилея в жизни Марии Михайловны Мартыновой, ее ученики, совместно с друзьями-коллегами из других вузов и научных учреждений, подготовили в ее честь сборник научных трудов, выделив под него специальный номер журнала «Государство и общество». От всей души желаем юбиляру крепкого здоровья, счастья и творческого долголетия.

Хостинг от uCoz